Список желаний

Ваш список желаний пуст. Перейти в каталог?

Дракон и Карп: отзывы

07.07.2023

Подборка отзывов на роман "Дракон и Карп" из цикла "Чистая Земля".

Валерий (Manowar76) с сайта Fantlab:

Заявляю со всей убеждённостью, Олди — лучшие стилисты и драматурги в русскоязычной фантастике!
Неважно, про что они пишут — ты целиком проваливаешь в эпоху и атмосферу произведения! Внимание к деталям, знание мелочей, совершенные диалоги, глубоко прорисованные персонажи! Всё прекрасно!
В такой ситуации грешно требовать сюжета, но в наличии и он! Сложносочинённые мистические детективы в антураже средневековой Японии, где жертва вселяется в тело убийцы!
Рэйдена повысили. Он теперь не младший, обычный дознаватель службы Карпа и Дракона, расследующей дела о фуккацу.
Как обычно, о сюжете детектива сложно писать, не заспойлерив важные моменты. Просто поверьте, третья, неожиданная, книга, ни в чём не уступает первой дилогии, а местами превосходит их.
«Повесть о мёртвых и живых» — почему один самурай задушил другого, зная, что убитый будет жить в его теле? И при чём здесь таинственная женщина и запах цветов?
«Повесть о кукле-талисмане» — собачьи бои, продавец амулетов и детишки из неблагополучной семьи.
«Повесть о двух клинках» — «Честь и месть, долг и обида, узница и сторож». Загадочное происшествие в усадьбе властного самурая. Только дознаватель Рэйден разберётся во всём.
Как и в первых двух романах, во всех историях этого тома в любое расследование вплетены и события из частной жизни главного героя.
К условностям Чистой Земли добавляются новые. Оказывается, если кого-то загрызёт собака, спущенная с поводка, фуккацу не произойдёт и душа разорванной жертвы не вселится в тело виновника. Предполагаю, что в реальном мире даймё и самураи бросили бы все силы на приручение всех смертоносных тварей: от собак и кошачьих до хищных птиц. Олди, тоже обратив внимание на это, чуть позже сделали ремарку, что работы в этом направлении ведутся, но все боятся, поэтому решение не принято.
Опять-таки, все самураи дружно забросили мечи, но в сюжете прямо говорится, что врага можно оставить калекой. Так и видится: в одной руке у самурая катана, а в другой — горящий факел; прижигать, по примеру Геракла, раны врагам. И дополнительное мучение, и кровью не истекёт. Да, самураи скорее бы превратились в хирургов-садистов, чем отказались от мечей в пользу плёток.
Крайне уютный цикл. Всё больше и больше напоминает «Ордусь» Ван Зайчика или первые, лучшие романы Макса Фрая об Ехо. Во всех трёх циклах весьма необычный, замысловатый сеттинг. Во всех трёх циклах сюжетными стержнями являются детективные расследования. Все романы написаны на очень высоком литературном уровне, при этом красоты не вредят динамике и остроте сюжета. К «Ехо» это относится в меньшей степени — динамика не сильная сторона Макса Фрая.
Прекрасно! Просто отдыхал во время чтения! Вот бы поскорее вышел второй том второй дилогии! Ждём мая?

* * *

Книгу практически в день публикации на сайте «Мир Олди» предоставил редактор сайта. Я честно перевёл донат.
Уже четвёртая вещь из цикла «Чистая земля» и, соответственно, истории с десятой по двенадцатую про расследования дознавателя Торюмона Рэйдена из службы Карпа и Дракона.
Четвёртый роман похож на очередной приезд симпатичного родственника, по которому ты ещё не успел соскучиться. Отличный парень Рэйден, но больно уж зачастил в гости. Прекрасно рассказывает о родном городке, о своей службе, семье, всех встречных и поперечных знакомых, и, конечно же, о своих делах. Проблемка в том, что мы слышали от него эти истории уже девять раз.
И если первый роман брал новизной, второй — аркой с европейцем Мигеру, третий — расширением мира и привнесением дополнительной порции мистики, то четвертому поначалу нечем удивить читателя. Внутренний монолог Рэйдена неизменен. Местами кажется, что он не набирается опыта, а наоборот. Есть тонкая грань между наивностью и придурковатостью персонажа. Рэйден эту грань периодически пересекает и иногда кажется савантом, у которого хорошо получается только одна вещь, а именно — расследования фуккацу.
«Повесть о голодном сыне и сытой матери» — один(одна) из самых неприятных подследственных Рэйдена. Сварливая старушка, постоянно испытывающая голод, попадает в тело вроде как убившего ее сына.
У Рэйдена появляется новый слуга-каонай.
В эпилоге повести дознавателя огорчают прекрасным известием — ему подобрали невесту!
«Повесть о несчастном отшельнике и живом мертвеце» — новые подробности о новом слуге, путешествие за невестой, ещё один представитель мистического бестиария Японии. История действительно жутковатая. Прочтёте — поймёте.
«Повесть о потерянной голове» — счастливые первые месяцы совместной жизни с молодой женой и ещё одно путешествие. Опять на Остров Девяти Смертей. И ещё больше парадоксов фуккацу. В конце повести герои с подсказкой, еле-еле, находят мудрёный способ извести очень сложного противника, дабы он не смог переселиться в новое тело. А мне вспомнились злобные собачки из предыдущего тома. Прекрасное же решение.
Авторы понимают, что в родной Акаяме сюжету уже тесно и скучно и постоянно отправляют Рэйдена в разъезды. Но и в городе, и в дороге, нам вновь и вновь встречаются одни и те же персонажи, а сюжетные ходы начинают повторятся. Как и любой детектив, Рэйден не очень интересен сам по себе, поэтому ему подсовывают уже второго необычного слугу-каоная, за чьей трансформацией и судьбой следить намного интересней. Второй раз он плывёт на Остров Девяти Смертей. Второй раз встречает полного госинспектора Куросаву.
Это всё ворчание. На самом деле уютная Япония Рэйдена затягивает. Просто читать надо или подряд весь цикл или с бОльшим перерывом между томами.
Я не удивлюсь и очередным томам про Рэйдена. Нам обещают сто страшных историй, а вышло пока только дюжина. Представьте, тридцать три тома про дознавателя службы Дракона-и-Карпа! Ну что поделать, если авторам уютно в этом мире! А авторы должны слушать только сами себя. Напишут ещё — прочту ещё!
Возможно, Олди закрывают как-то важный для них вопрос, связанный с концепцией фуккацу.
Милая, эскапистская детективная осень патриархов.
Мирного неба авторам!

Rosio - "Эта сложная штука фукаццу":

Сначала напомню, что же это за цикл. Это альтернативная история в фэнтези декорациях, знатно и умело приправленная мистикой, мифологией и аутентичными деталями. Это детектив, так как на протяжении всех романов ведутся расследования неординарных случаев фукаццу. Короче вот:

Закон будды Амиды превратил Страну Восходящего Солнца в Чистую Землю. Отныне убийца жертвует свое тело убитому, а сам спускается в ад. Торюмон Рэйден - самурай из Акаямы, дознаватель службы Карпа-и-Дракона - расследует случаи насильственных смертей и чудесных воскрешений.

"Дракон и карп. Книга 1: Кукла-талисман" - первая книга второго подцикла. Да, цикл "Чистая земля" делится на два подцикла "Карп и Дракон" и "Дракон и карп". Ну а теперь непосредственно к книге.
Вот это и свершилось окончательно и бесповоротно - Рэйден-сан встал в один ряд с моими любимыми героями-детективами. Дела, им расследуемые, раз от раза становятся всё запутаннее и заковыристее, поэтому здесь пришлось раскрывать новые грани таланта разгадывателя сложнейших головоломок, ведь, как оказалось, с фукаццу всё обстоит гораздо сложнее, а мертвые не всегда уходят туда, куда им полагается. Прибавилось молодому служащему "Карпа и Дракона" дел. И службы добавилось - таинственный "Дракон и Карп" принял любознательного, очень деятельного и инициативного, что, как известно, наказуемо, человека в свои ряды. Да с распростертыми объятиями.
Что же это за "Дракон и Карп" такой? О, это секретная служба, которая также расследует случаи фукаццу. Только вот случаи эти весьма неординарны, так как связаны с незримой стороной - с потусторонним, с душами мертвых, с мистикой. Что же происходит в заброшенном доме мертвой банщицы и кто заманивает самураев в ловушку? Что, прикажете делать, когда в одном человеке оказалось сразу две души и обе требуют грамоту о фукаццу? А как объяснить попытки самоубийства во сне, предпринимаемые единственным сыном важного и очень уважаемого самурая? Да, во втором подцикле о расследованиях дознавателя Рэйдена нам с ним придется столкнуться с очень нестандартными случаями, связанными с древними клятвами и сильными талисманами, с местью и ненавистью и... снова с людьми. Да, потому что во многом творящееся вокруг предопределяют поступки людей и память, что может хранится в самых разных формах, как и сильные чувства могут напитывать собой какие-то вещи. Как душа, что не может уйти в мир иной, так как здесь её держит что-то такое, что никак нельзя бросить. Например, защита. Или месть. Или ненависть. Или несправедливость. Но есть место и человечности и помощи. И не только потери у нас здесь. Например, семья Рэйдена и девочка, у которой был только один защитник. Или духи предков рода Хасимото - Масако и Киннай, жена и муж, обвиненная, принесенная в жертву суровым самурайским законам женщина и мужчина, выполнивший долг, как велел ему кодекс чести, но не сумевший защитить свою любовь. Да, в этом томе снова и хитрозакрученные сложные дела, и морально-этические вопросы, на которые очень сложно дать однозначный ответ.
Может показаться, что писать детективы в фэнтезийных жанрах проще, чем в реализме. Но это не так. Как говорится, плавали - знаем. Здесь нужно не только продумать само преступление, его детали и мотивы совершения, но и прописать сам новый мир, его законы, механику взаимодействия одного с другим. И вписать одно в другое так, чтобы не возникало сомнений в возможности существования подобного мира и таких вот происшествий, чтобы логика не хромала и происходящее на страницах книги не вызывало у читателя недоумения. При этом сюжет должен быть увлекательным, оригинальным, со своими изюминками. И баланс ещё сохранить надо, ведь как раз здесь существует опасность перемудрить, переборщить, перекрутить так, что и самому автору обосновать законами своего же мира уже не получится. Знаем мы такие примеры, знаем. Так что детективное фэнтези - совсем не проще. Даёт больше простора для фантазии, но и обязывает подойти к созданию со всей ответственностью демиурга. Здесь у Олди всё хорошо, всё есть: новизна, чудесно осуществленное смешение жанров, увлекательность и очень приятный главный герой, которому невозможно не симпатизировать. Хм, кажется я снова вернулась к тому, с чего начала. С того, что Рэйден вошел в число любимых персонажей, а цикл с каждой книгой не только ничего не теряет, но и приобретает новые грани. На этом и закончу.