Список желаний

Ваш список желаний пуст. Перейти в каталог?

Чистая Земля: рецензии

09.07.2023

Рецензии на романы из цикла "Чистая земля" с портала Author.Today.

Snegir16:

Карп и Дракон. Книга 1: Повести о карме

Удивительной красоты и глубины полотно разворачивается перед нами. Речь в книге пойдет о древней Японии, самураях, преданиях и фуккацу. Жанровое многообразие (это отчасти и исторический роман, и фэнтези, и детектив) с разнообразием сюжетных линий, оттененные философией, эзотерикой и темой кармы делают роман невероятно увлекательным и захватывающим. А прибавьте к этому (да даже прибавлять не надо - все это и так присутствует - на радость читателям) необычайную атмосферность произведения (дух Японии), тщательную выписанность деталей, персонажей, событий, ритм и тональность прозы, так отчетливо напоминающие самобытную японскую литературу, - и не оторветесь от книги, пока не закончите чтение. Читая роман, все время забываешь, что он написан не японским автором: настолько колоритной и аутэнтичной получилась книга. Японские предметы интерьера, кушанья, традиции, манера речи, письма, общее настроение (знакомое, думаю, всем любителям японских книг) - все это так органично вплетено в ткань повествования, что со страниц книги в прямом смысле начинает веять Японией, что-то такое едва уловимое, тонкое, нежное и вместе с тем очень характерное для восточной прозы...
Тема фуккацу - того самого перерождения (в каком-то смысле кармы) - подана здесь очень ярко и в какой-то степени поучительно (порадовал мощный философский посыл: убийца теряет свое тело - ведь в него переселяется дух убитого), тема справедливости, восстановленной после смерти, - разве это не прекрасно? Все в этой книге получилось ярким и запоминающимся: начиная от замечательной обложки (тот редкий случай в современном книгоиздательском деле, когда внешний вид книги адекватно передает ее дух) и заканчивая яркими персонажами (про сюжет я уже сказала).
Главный герой - Рэйден-сан - познает нелегкую службу дознавателя, переживет серьёзную драму в собственной семье , получит в слуги каокая (безликого, чье лицо всегда скрывает маска, и которого все обычно сторонятся). Архивариус и секретарь (о, как здесь поставлен документооборот! Это же просто песня:) - еще две колоритные фигуры из службы "Карп-и-Дракон", занимающейся расследованием фуккацу-случаев: истинных и ложных (да, бывает, к сожалению, и такое). Скучать героям некогда: дел невпроворот, только успевай подмечать, кто в кого на этот раз перевоплотился) Отмечу и юмор в книге, который чуть-чуть снижает градус серьезности (но не увлекательности).
5/5, особо хочется порекомендовать всем любителям японского. Думаю, должно понравиться, как понравилось и мне)

Карп и Дракон. Книга 2: Рассказы ночной стражи

Бралась за этот роман - продолжение полюбившейся книги «Карп и дракон. Повести о карме» - с некоторым опасением и вместе с тем большими надеждами, а кроме того, с книжными циклами у меня и так всегда очень напряженные отношения) Сомнения в итоге оказались напрасными (и отпали сами собой), ожидания - оправданными, даже сверх того)
Кажется, что та высокая планка, заданная в первой книге, поднята еще выше, ведь второй роман получился еще более ярким, еще более динамическим, приключенческим, драйвовым, с таким невероятным по накалу страстей и мощности финалом.
Первая книга, на мой взгляд, была более созерцательной, что ли, более тихой и умиротворенной, даже несмотря на раскрытие преступлений; она вообще более плавная, она отсылает нас к средневековой Японии, ее традициям и атмосфере. Вторая же книга сразу погружает нас в бурю событий, атмосфера чуточку отходит на второй план, главным здесь становится стремительное действие и немаленькая интрига, за которую отвечает детективное начало. Характеры героев, очерченные в прошлом романе, пусть и довольно подробно, в этой книге получают дальнейшее раскрытие. Так, мы начинаем больше симпатизировать Рэндену Торюмону, его непосредственному начальнику Сэми-сану, в действие будет введены и новые занятные персонажи, среди которых, например, правительственный инспектор по надзору Куросава или сам сёгун...
Как и в первой книге цикла, меня порадовал юмор, особенно история о хитроумном Морио. Это нечто) За счет него, кстати, книга не получилась мрачной, несмотря на то, что в основе сюжета снова смерть и последующее за нею перерождение-фуккацу. Детективные нотки (иногда довольно прозрачные) придали роману дополнительную интригу и очарование. Нравственно-философская тема, поднятая в первой книге, тоже получает свое логичное развитие, перед главным героем вновь встанут непростые моральные вопросы...Собственно, с одного из таких вопросов и начинается роман, его первая повесть (книга вновь состоит из нескольких повестей-дел-расследований). На улицах происходят загадочные убийства: кто-то уничтожает безликих (каонай), которые и за людей-то не считаются, так стоит ли вообще браться за это дело и расследовать его? Для юного Рэйдена с его моральными принципами вопрос тоже оказывается сложным...
Образ Рэйдена - один из самых трогательных в произведении. Почти каждый из обращающихся к нему других персонажей начинает свою речь примерно так: "О, как Вы еще молоды...". Дальше следует что-то типа того, что Вы еще не понимаете всего мироустройства и проч. Да, Рэйден-сан часто попадает в нелепые ситуации, в силу юности и отсутствия житейского опыта, но вместе с тем нельзя не восхититься его самоотверженности при раскрытии преступлений, его смекалке, его желанию помочь всем и каждому.
Образ Семи-сана, начальника Рэйдена. тоже в этот раз получился очень запоминающимся. Он, конечно, более закрытый персонаж, более сдержанный человек по своему складу характера. чем Рэйден, и в то же время мы наконец-то видим всю порядочность, все благородство, острый ум данного героя.
Какой здесь красивый образ сенсея со стальными мечами) Отвага, хладнокровие, сила - свое воплощение получает истинный самурай (не для того ли мы и читаем книги о Японии, чтобы наслаждаться такими образами?)
А вот упоминания монаха-настоятеля Иссэна хотелось бы побольше: мудрости много не бывает...
Красивая и увлекательная книга, интересный детектив и приключенческий роман с неповторимым японским колоритом и рассуждениями на вечные философские темы. Путешествие в средневековую Японию будет поистине захватывающим)

Spanish_Pilot:

Это довольно странный детектив, сильно забегающий на поле социальной фантастики по дорожке восточной альтернативки.
Молитвами, измочаленного бессмысленным кровопролитием монаха, на Японию XVII века снисходит Чистая Земля и убийство теряет смысл. Ведь убийца просто дарит свое тело убитому, а сам отправляется в ад. Фуккацу. «Мгновенная карма». Чудо. Но многократно повторенное, оно становится обыденностью, и конечно же люди пытаются приспособить его в хозяйстве. Самые наглые попытки использовать фуккацу в корыстных целях караются на месте: негодяй в прямом и переносном смысле теряет лицо, становится каонай – безликим, существом безправным и презренным, убийство которого не вызовет фуккацу. «Есть указ, запрещающий убивать бродячих собак. Нет указа, запрещающего убивать каонай.» Случаи более тонкие и неоднозначные расследует служба Карпа-и-Дракона, младшим дознавателем которой и становится главный герой романа.
Собственно, потому детективная составляющая вывернута наизнанку. Следователь чаще ищет убитого, а не убийцу, как бы странно это не звучало.
Шесть повестей – шесть расследований, какие-то дела больше связаны между собой, какие-то меньше, но все-таки – это цельное полотно, связанное героями и сквозным сюжетом.
И все же полноценного детектива не получилось, думаю, и цели такой у авторов не было. Во-первых, сама основа всех расследований – фуккацу – явление религиозное, а вовсе не третий закон Ньютона, логика и четкая причинно-следственная связь не всегда явно просматривается. Во-вторых, слишком часто следственные мероприятия подменяются совпадениями и каким-то повышенным везением главного героя.
А вот за самого юного Рэйдена я уже говорил авторам «спасибо», не грех повториться. Младший дознаватель службы Карпа-и-Дракона молод, умен, наблюдателен, патологически честен, отвратительно верен и исполнителен, при этом по-детски наивен. Просто эльф из «Властелина колец», Соламнийский рыцарь «Саги о Копье», но никак не герой нашего времени. Ни темного прошлого, ни скелетов в шкафу, ни двойного дна. И тем не менее наблюдать за его развитием очень интересно. Приятно видеть, как наивность обрастает шкурой здорового цинизма, не затрагивая стержень персонажа. Несмотря на все вызовы судьбы, Рэйден остается олицетворением того самого «Делай что должен, и будь что будет», что так любят повторять авторы. Он тот карп, что плывет против течения, не в надежде стать драконом, а из упорства, просто потому, что должен. На фоне современных протагонистов этот устаревший типаж смотрится неожиданно свежо.
Принятие, смирение, искупление – это уже Мигеру, другой замечательный герой «Карпа-и-Дракона». Вот тут скелеты под вторым дном темного шкафа в достатке. Но служебный каонай, контрапунктом оттеняющий главного героя буквально во всем, настолько человечен и обаятелен, что не полюбить его просто невозможно.
Язык достоин кисти Хокусая: контрастные краски, четкие контуры и непередаваемая атмосфера. Способствует погружению и обилие культурно-бытовых деталей. Я не востоковед, чтоб спорить об особенностях транскрипции личных имен с японского на русский. Как обывателя, детализация меня поглотила, а подготовительная работа впечатлила. В альтернативной Японии XVII века я побывал.
При внешней неторопливости, только в последней повести экшо́на с избытком, книга очень увлекательна, а истории интересны, многие из которых о верности, предательстве и долге.
Много еще комплиментов: хороши второстепенные герои, к месту вставки театра кабуки, поэтичны "Записки на облаках", у каждой повести отличное послевкусие, способствующее вдумчивому перевариванию вложенных идей.
В общем, читать. Хороший, кстати, вариант для знакомства с авторами.
Но я читал не только «Карпа» - убийство, насильственная смерть – краеугольный камень не только этого романа. Вот уже какое-то время по прочтении никак не могу отделаться от такой сцены. Встречает как-то дознаватель службы Карпа-и-Дракона Торюмон Рэйден Чэна Анкора из Анкоров Вэйских. Звучит как начало анекдота, но дальше не смешно.
Рэйден видит демона с железной рукой и бритвенно острым клинком, видит призрачные башни Кабира, где люди превратили ремесло смерти в искусство отвергшее убийство. Он восхищен человеком, который может убивать быстрее и умелее любого мастера Акаямы, но добровольно отказывается от этого. А еще слышит выстрел Аз-Зайды, и понимает, что такой отказ погубит и Чэна, и Кабир. Люди не могут не убивать.
Чэн и Единорог смотрят на дознавателя и видят Чистую Землю, где высшие силы запретили убийство и карают за него. Где воины в страхе перед случайным убийством сменили мечи на плети. И где люди все равно ищут обход этого запрета, чтоб убивать даже просто для развлечения. Люди не могут не убивать.
Мне не по себе от таких выводов.

Катерина Терешкевич:

Здорово, когда мы, читатели, становимся свидетелями рождения нового, ни на что не похожего мира. Страна Восходящего Солнца волей будды Амиды и замечательного писателя Г. Л. Олди становится Чистой Землёй. На этой земле исчезают нераскрытые убийства, поскольку убитый в теле убийцы сам приходит в службу Карпа-и-Дракона, крича: «Фукаццу! Я хочу заявить о фкуаццу!» А дальше... дальше — работа дознавателей. Однако далеко не всегда всё так очевидно, и случаи, когда буква Закона будды Амиды вступает в конфронтацию со своим же духом, не столь редки, как хотелось бы. Дознавателям службы не раз и не два придётся попотеть, разбираясь в запутанных казусах.
Первая дилогия цикла о Чистой Земле «Карп и дракон» закончилась на тревожной ноте неопределённости. Главный герой — младший дознаватель Торюмон Рэйден — оказался в крайне щекотливом положении. То ли взлетит на опасные высоты, то ли будет сброшен в самую бездну. А как иначе, если ему довелось свести близкое знакомство с сильными сего мира? Казалось, что третьего не дано...
А знаете, как здорово, когда не сбываются твои худшие предположения? Это редкое и восхитительное ощущение мне довелось испытать при прочтении «Дракона и карпа». Рэйден — не советник сёгуна, не самоубийца по приказу, а всего лишь дознаватель. Не младший, просто дознаватель. Крохотный всего-то шажок вверх по карьерной лестнице. Зато — в родном городке, под покровительством строгого, но справедливого начальства, раздумавшего приобщаться к предкам настоятеля Иссэна, отца, который не совсем отец, но от этого не менее требовательный и любящий. Беды и радости обычной жизни — неторопливые, замечательные своей прозаичностью. И не совсем обычная служба. Даже для сотрудника Карпа-и-Дракона — необычная.
Закон Чистой Земли дал возможность душе убитого занимать тело убийцы, но не мог не нарушить тонкое равновесие между миром живых и мёртвых.
Сила всепоглощающей страсти способна задержать душу умершего в мире живых. А там, где идёт речь о действительно сильных страстях, без преступления не обойтись. Какой бы природы ни была эта страсть. Мёртвые не могут смириться с тем, что всё закончилось, и яростные воины прошлого жаждут героических песен, не давая спать слепым музыкантам.
Книга, как и предыдущие, разбита на три повести, в каждой из которых расследуется одно запутанное дело. Пожалуй, все три повести «Куклы-талисмана» — о любви. Точнее, об её обратной стороне.
В «Повести о мертвых и живых» любовь слепа. Если верить О. Генри, купидон отмечает чёрным крестом тех, кто подделывает священные слова любви (рассказ «Предвестник весны»), но это случается снова и снова. И ложь порождает ложь, чтобы та ослепила следующую жертву порочного круга. Прекрасная банщица, ветреный самурай — что может быть банальнее? Но правда зарыта на дне могилы, и Рэйден чуть не поплатился жизнью за желание эту правду добыть.
«Повесть о кукле-талисмане» — рассказ любви родственной, братской. Желание защитить — сильнейшая страсть, ничуть не слабее плотского влечения. Рэйден, обожающий свою семью и совсем недавно потерявший маленького брата, не может не сочувствовать такому стремлению, и это дело скоро становится очень личным.
Название «Повесть о двух клинках» можно рассматривать и буквально (два клинка покоились на семейном алтаре очень знатного рода), и иносказательно (герой должен выбирать между любовью и долгом). Долг как высшая доблесть — основа пути самурая, но... Месть любящей и преданной любимым человеком женщины можно погасить только одним-единственным способом.
Книга наполнена великолепными описаниями природы и быта, создающими эффект полного погружения в мир. Краски, звуки и запахи описаны так мастерски, что видишь кроваво-красное кимоно призрака, под ногами хлюпает подтаявший снег опоздавшей на год тёплой зимы, нос сам по себе воротится от провонявшего потом толстого монаха — торговца амулетами... Герои отнюдь не лишены чувства юмора, и нередко приходится фыркать в кулак, а то и откровенно хохотать. Да, необходимые в детективе «разборы полётов» (Холмс, у камелька объясняющий Ватсону, насколько всё элементарно; Ниро Вульф в финальном круге подозреваемых и др.), как и раньше, в «Карпе и драконе», представлены в виде спектаклей театра Кабуки. И, на мой вкус, спектакли стали более ироничными. Начальство Рэйдена неподражаемо. И не только оно: все герои, даже проходные, — живые. Даже если мёртвые — всё равно живые.
Конечно, есть немало отсылок к первой дилогии, но в принципе можно разобраться и так. Горячо рекомендую к прочтению и очень жду полной выкладки второй части!

Lasse Maja:

Карп и Дракон. Книга 1: Повести о карме

Однажды юноша из благородной, но небогатой семьи открыл, что не всё в жизни то, чем кажется, и даже люди вокруг – не всегда те, за кого себя выдают, даже некоторые из самых близких. И с этим необходимо что-то делать. Так, довольно крипово, начинается история одного из дознавателей службы Карпа-и-Дракона провинции Акаяма в альтернативной вселенной феодальной Японии в эпоху Чистой Земли.
Первая книга первого романа дилогии (на сегодняшний день) о жизни, работе и мистических приключениях Торюмона Рэйдена "Повести о карме", очерчивая по-своему уютный камерный мир Акаямы, сразу ставит несколько интересных вопросов ребром, сталкивая читателя лицом к лицу с кому-то знакомыми, а для кого-то совершенно новыми, быть может даже отвратительными системой ценностей, вкусами, представлениями о добре и зле, стыде и приличиях, чести и бесчестии. Своеобразным моральным камертоном для читателя, позволяющим не заблудиться в чуждой европейскому взгляду культуре, служит несчастный попаданец в этот странный мир, его жертва и аналог знакомой фигуры "раба лампы", в прошлой жизни благородный идальго дон Мигель де ла Роса.
Основное фантастическое допущение, без которого не сложилась бы история, это дар (или проклятие, с какой стороны посмотреть) Амиды Будды одному из лидеров воюющих средневековых провинций Акаямы – возможность воскрешения личности после насильственной смерти. Причем воскрешения в довольно современном представлении, с неизменным характером и памятью. Но не просто так, а по законам кармы. В чем, собственно, и загвоздка.
Текст книги разбит на истории, соответствующие числу описанных расследований Торюмона Рейдена, в свою очередь разделенных на завязку, сбор данных, следственные мероприятия, кульминацию, развязку и составление отчетности, что на мой взгляд не только соответствует старым добрым традициям детективного жанра, но и помогает создать наиболее комфортный для читателя ритм: хочешь читай подряд, историю за историей, хочешь с чувством переживай каждое расследование по-отдельности, или не дочитав до развязки, отложи книгу на завтра, пытаясь разгадать ребус.
Сеттинг истории сам по себе увлекателен: он представляет собой совершенно живой мир, замкнутый, странный и вычурный как бонсай в стеклянной банке, но прекрасный в истинно японских критериях прекрасного: саби, ваби, сибуй и югэн, иначе говоря естественности, обыденности, гармонии и недосказанности. Наверное поэтому за прекрасным фасадом скрываются отвратительные темные тайны, а из забора напротив торчит любопытное соседское ухо.
В целом роман похож на неоднородный сплав современной психологической прозы, романа воспитания, элементов классической японской литературы, детектива и мистического триллера, стилизованный под исторический роман и богато декорированный вставками в стиле классической японской драматургии. Лично меня больше всего порадовала здесь детективная часть и намеки на производственный роман в изысканном японском стиле, те самые части, где описаны сложные отношения внутри рабочего коллектива службы "Карпа и дракона":) Сдается мне, из этого могла бы вырасти хорошая самостоятельная история! А может и нет, авторам виднее.
Читается с огромным удовольствием, на одном дыхании.
Спасибо авторам за труд и низкий поклон!

Дракон и карп. Книга 2: Сто страшных историй

Однажды юноша из благородной, но небогатой семьи ступил на путь познания странных чудес, что по воле Будды творятся на Чистой Земле, и тут заверте... и на собственном опыте узнал, что путь познания не имеет никакой утешительной цели. Зато идти по нему можно до бесконечности:) По крайней мере, невероятно долго по скромным прикидкам дознавателя Торюмона Рэйдена. Лет до тридцати, или сколько еще доведется прожить.
"Сто страшных историй" - достойное завершение серии мистических детективов, события которых происходят в сеттинге альтернативной Японии. Тут есть все, чем так хороши предыдущие три книги, плюс несколько новых, действительно довольно жутковатых штрихов. Тем не менее тут есть то, что отличает книгу от всех остальных.
Не качеством, а уровнем восприятия, с которого идет рассказ, да и настроением истории. Главный герой, неустрашимый Торюмон Рэйден, здесь больше не бесшабашный юноша в поисках истины и приключений на разные части тела, а вполне взрослый по меркам Акаямы солидный женатый человек, планирующий будущее и заботящийся о семье. И сами истории, которые с ним приключаются - больше не истории о беззаветной любви, корысти, мести и других страстях человеческих, во всяком случае не только о них, а скорее о бесконечной битве добра и зла, идеального и материального, творящейся каждый миг в каждом из населяющих этот мир существ, с бесконечным же чередованием побед и поражений, аннексий и контрибуций. Да и в тексте стало меньше театральных интермедий, меньше томительных гамлетовских раздумий, больше обязательств и больше жизни, такой, какая она альтернативно-исторически сложилась в этом удивительном мире.
Фантастическое допущение этой серии книг переносит читателя в мир, где убийство из корыстных соображений карается смертью и дарует жертве новый шанс на жизнь с кармической неотвратимостью. На первый взгляд; но на самом деле все гораздо, гораздо сложнее - даже с живыми людьми, а замкнутый мир Акаямы оказался населен далеко не только ими. И законы Амиды Будды распространяются далеко не на всех. Не говоря уже о том, что законы кармы, как и любые другие как оказалось, обрастает своей кармической бюрократией, и небесная канцелярия срабатывает далеко не так оперативно, как того хотелось бы, а уж что творится в адской - кто знает. Тормозят что та, что другая.
Что любопытно было лично для меня, так это что сюжеты книг и дела, которые вел хитроумный Торюмон Рэйдеен, все до одного густо замешаны на глубоком, скажем так, социальном неблагополучии. Современным языком происходящее "в кадре" следовало бы назвать домашнее насилие, нищета, принудительный труд и сексуальная эксплуатация несовершеннолетних, институционализированная коррупция, произвол властей, жестокая дискриминация большой части населения, сегрегация и нарушение государственной властью буквально всех прав человека: на жизнь, на информацию, свободу перемещения и т.д. и т.п. И при всем при том вся тетралогия - ни на минуту не антиутопия, а волшебная сказка. В которой главный - положительный! - герой доблестно сражается с деструктивными (творческими) проявлениями человеческого духа на страже существующего порядка. И надо сказать, отлично справляется! Это впечатление, которое стоит того, чтоб подумать о нем отдельно.
Что касается других характеристик истории, то они не уступают качествам предыдущих книг серии. Язык и стилистика создают при чтении изысканную атмосферу японской эстетики, с ее духом недосказанности, долга и морального самоограничения. Психология отношений, как в семье, так и на работе, максимально жизненная, будто все основано на реальных событиях)) Ощущения - как минимум перечитаю, может быть и не раз:)
Авторам спасибо большое за труд и знакомство с этим миром и его героями! Все остальным - рекомендую:)