20.12.2019
Владиир Аренев и Morry о повести "Где твой отец, Адам?".
Книжные новости №1 от Morry, цитата:
Впечатление от второй повести - "Где отец твой, Адам?" - лично у меня было сильно смазано недавним прочтением книги Сергея и Марины Дяченко "Пандем", где в принципе та же идея была реализована куда ярче и полнее. Сама задумка глобальна - перерождение и объединение человечества. Разумеется, что у Дяченко, что у Олди существует достаточно большая группа людей, которых не касаются изменения - это "беспандемные" (Дяченко) и "сейфы" (Олди), только в "Пандеме" эти отверженные делают выбор добровольно, основывая его на том, что они сами все могут придумать и совершить, а у Олди то же самое обусловлено врожденными особенностями. Безусловно, и у Олди существуют люди, выбравшие путь "сейфов", но никак не обделенные способностями к слиянию с остальным человечеством, но их крайне мало. "Сейфы" же вначале переживают, а потом находят себе отдушину, пытаясь сохранить клубы "для своих", театры, состоящие из актеров-"сейфов" и так далее. Наиболее интересным в этой повести мне показались вовсе не размышления и жизнь взрослого "сейфа", как дневник которого и написана большая ее часть, а краткие пометки его сына, Адама, в котором в будущем должна собраться половина человечества - новые, "пробужденные" люди практикуют жизнь-без-тела и воспоминания прошлых жизней. Этот мальчик-старик, мальчик-бог, несмотря на всю свою память и мудрость, накопленную веками и сотнями перерождений в тысячу раз более юн и искренен, чем все остальные персонажи. Он, как любой другой человеческий мальчик, чей отец умер, ощущает потерю чего-то важного в своей жизни и хочет, чтобы отец - неумный и страшно ограниченный по сравнению со своим сыном - все-таки был с ним.
Владимир Пузий, из предисловия к сборнику «Ваш выход».
Время от времени в этом театре появляются некие темные личности, которые норовят непременно сесть в первый ряд и по завершении пьесы задать пару-тройку каверзных, по их мнению, вопросов.
"А чта-а ж эт-та вы, уважаемые, всё о про прошлом, да о прошлом? — тянут они, лениво позевывая. — Актуальность где? Злоба дня? Не уважаем, значитца? Считаем себя выше обыденных хлопот? Зря, зря-а!.." — здесь ленивая речь их плавно переходит в зевок и заканчивается храпением.
"Ваш выход", по всей видимости, им придется по вкусу. Если не проспят. А вот когда начнется "Где отец твой, Адам?", не торопитесь их будить. Пусть вздремнут как следует, работа ведь у людей тяжелая. А храп их совсем не мешает, вы только начните смотреть "Адама" — сами поймете. Тем более, что на первый взгляд постановка покажется зрителю случайному от обычной нашей жизни оторванной на все 100% — и это при том, что декорации-то как раз "отсюдошние".
Ну в самом деле, какое отношение к нашей бытовухе имеет ситуация, придуманная авторами "Адама"? Да, про метемпсихоз или реинкарнации нынче не слышал хотя бы краем уха разве только глухой. Ну так глухие вообще ничего не слышат-то — а мы, люди просвещенные, знаем, что в теперешние времена идея переселения душ является весьма и весьма модной — и, кстати, удобной. Душевная такая идея: человек, мол, не в первый и не в последний раз появляется на Земле. Просто мы, люди обычные, о своих предыдущих перерождениях ничего не помним.
А если бы вспомнили? Что бы изменилось?
Ну, наверное, помудрели бы: сотня-другая жизней — это вам не комариный чих! Опять же, эрудиция бы выросла неимоверно, таланты всякие стали бы проклевываться, из прошлых жизней.
...А если бы вспоминающие, "просыпающиеся", после смерти тоже оказывались в уже "проснувшихся"-Концентраторах?
Вот оно, человечество, которое потихоньку "сворачивается" до двух изначальных "человеков", Адама и Евы. Да и, по сути своей, это уже не люди в привычном понимании (нашем, уточним, понимании). Сверх-человеки? Или недо-человеки?
Или просто — нечто совсем другое, то, что в прокрустову плоскость наших представлений никак не укладывается?
Резать будем? Или попытаемся понять?
В любом случае процесс предстоит болезненный: потому что с позиций человека обыкновенного эти Концентраторы слишком уж необычны (бесчеловечны, если хотите), а с позиций уже "проснувшихся" там и понимать нечего, всё и так ясно, логично и вполне вписывается в рамки представлений о мироустройстве. Отцы и дети вдруг меняются ролями — вторые начинают заботиться о первых. Ибо им, детям-"проснувшимся", известно о мире гораздо больше, нежели их нынешним родителям. Так трехлетний ребенок рыдает, когда увидит в телевизоре в очередной раз избиваемого симпатягой-Джерри страдальца-Тома. Ребенку невдомек, что все это понарошку, что эти вопли и стоны не имеют значения — вернее, имеют ровно до тех пор, пока включен телевизор. Взрослый же, зная о несерьезности происходящего, получает удовольствие от мультфильма. Если бы взрослый был стопроцентно уверен, что жизнь здесь и сейчас подобна тому мультфильму, он, пожалуй, тоже бы вел себя иначе: расслабился и начал получать от жизни удовольствие.
...И ведь узнают, всё больше и больше. Нет, ни "патники", ни "ментики" еще не изобретены (или, во всяком случае, не рассекречены госслужбами) — но с каждым годом просвещенность народа в вопросах эзотерики растет. Правда, никто не в состоянии соотнести уровень этой просвещенности с уровнем моральной и духовной культуры общества.
Поняв принцип недеяния буквально, не воплотят ли его современные недо-будды на самом деле в принцип равнодушия. Хотя зачем здесь лишние "если" и "может ли" — достаточно пожить в крупном мегаполисе недельку-другую, чтобы понять: принцип равнодушия уже исповедуется здесь большинством граждан. При том и не думающих о "пробуждении".
В такой ситуации любой умеющий сострадать поистине оказывается в положении "сейфа" — отверженного обществом, вернее, не пожелавшего в это общество войти на неприемлемых для "сейфа" условиях. Как Мишель из "Адама". Как зритель, сидящий в полупустом зале, где озабоченные совсем не зрителевыми заботами актеры все же отыгрывают свои роли, — для него одного. Фальшиво? — да нет, не фальшиво.
Просто без души.
И тогда он, зритель, даже будучи заикой или хромым, безнадежно лишенный слуха или громкого голоса, зная, что заботливые охранники непременно попытаются его остановить, — он все-таки поднимается из зала и шагает на сцену: "Вы неправильно играете! Слова те, движения те — но не о том, не о том! Смотрите, как нужно!"
Смотрим. Затаив дыхание.
* * *
Но это только на второй взгляд "Адам" Г.Л. Олди — такая вот вся из себя злободневная постановка. Мне же кажется, что это скорее футурологическое эссе, "обремененное" сюжетом — для большей доступности мыслей, в него заложенных.
Кого-то судьба мира, описанная (предсказанная?!..) Олди в "Адаме", испугает. А кто-то просто пожмет плечами: ну и что, к этому все и идет. Не зря ведь нарастает повальное увлечение эзотерикой. Новое столетие несет в себе новые уровни развития нашей цивилизации. Это раньше думали, что с помощью всяческих НТР мы придем к светлому будущему — а теперь ставка делается на информационные технологии. И на развитие внутренних способностей человека; и одно напрямую связано с другим.
Главное — срабатывает же! И астрологические прогнозы в последнее время оказываются вернее метеорологических, и все больше людей видят ауры, вещие сны, гадают по саперской лопатке... то есть, по бараньей, конечно. А каждому известно: чем больше тренируешься, тем больших успехов достигаешь. Прямо как в "Адаме" Олди — не сразу ведь люди "вспомнили" свои прошлые жизни. Всех ли зрителей, увидевших постановку "Адама", испугает будущее от Генри Лайона? Или — испугаются только за тех своих родных, которым суждено будет стать "сейфами", — да еще за себя немного, чтобы не оказаться в роли таковых.
Лично меня в "Адаме" больше всего порадовала позиция авторов: показаны обе точки зрения, и "проснувшегося", и "сейфа". И однозначный вывод о вредности/полезности описанной в постановке эволюции отсутствует. Отцам и детям дан шанс найти примирение, но "конец детства" наступил. Замкнется ли история человечества в кольцо или спружинит спиралью, уходящей в небо, — решать зрителю, каждому для себя.
Решим ли?..