28.11.2021
Из диалогов с журналистами:
– Писать одно произведение на двоих сложнее, чем работать в одиночку? Случаются ли споры по поводу сюжетных ходов или же развития персонажа?
– Работая в соавторстве, в коллективе, будь то театр, литература или музыка, крайне важно соблюдать несколько правил. Первое – верно выставленный приоритет: общая цель важнее личных амбиций. Если возникает спор, мы в итоге поступаем так, как будет лучше для книги, и это позволяет уже много лет обойтись без споров вообще. Бывают обсуждения, но они носят рабочий характер.
У нас разные темпераменты, и это дает свой положительный эффект единства противоположностей. Наша разница – в характере поведения, пристрастиях – позволяет объемнее видеть мир. Персонажи получаются более выпуклыми. Общий взгляд на мир – шире: можно посмотреть и с такой стороны, и с сякой. Это как дуэт двух разных инструментов: фортепиано со скрипкой.
Кстати, в коллективном творчестве роль детального плана, разработанного предварительно, вырастает в разы. Без этого работать нельзя. В плане обязательно должно быть сквозное действие и финал. То есть, мы движемся из пункта А в пункт Б. И если спорим, то не по поводу конечной цели.
Если мы таксисту скажем, чтобы он вез нас куда-нибудь, мы куда-нибудь и приедем.
(Олди, год 2001)
Было дело, мы написали целую статью о том, как средства выразительности кинематографа толпой перебираются в художественную литературу, вытесняя собственно литературные средства выразительности – так кукушата выбрасывают из гнезда местных птенцов.
Сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда на литературных курсах художественной прозы фактически учат сценаристике. Терминология, формулировки, принципы – все берется из технологии создания сценария. Причем не киноповести (есть такой жанр), где текст более развернут и ближе к обычной прозе, а чистого сценария. Который, кстати, сам по себе нечитабелен как отдельное художественное произведение (в отличие от пьесы!) и не работает вне постановки – т.е. реализации, воплощения при участии актеров, режиссера, осветителя, оператора, композитора, музыкантов, костюмеров, бутафоров…
Мы говорим: «пейзаж». Говорим: «Каждый отдельный пейзаж отражает настроение эпизода, коррелирует с эмоциональным состоянием персонажей.» Говорим: «Особая стилистика каждого конкретного пейзажа». Нам отвечают: «локация». Такие дела.
Наверное, возможен и такой подход. Но нам все же кажется, что писатель является сценаристом только на стадии замысла книги и обдумывания плана работы. Во время написания он сам себе весь театр (коллектив на съемочной площадке) целиком от режиссера до работника сцены, двигающего фуру с декорацией. А это уже совсем другая история и она требует иного, более сложного подхода к тексту – уже не как к сценарию, а как к постановке полноценного спектакля.
Режиссер, получив в руки пьесу (которая, кстати, шире просто сценария), тем не менее не бежит сразу в зал начинать репетиции, а делает режиссерскую экспликацию – творческий анализ пьесы, ее объяснение и развертывание элементов будущего спектакля: мотивы создания, режиссерский замысел, идейно-тематический и событийный анализ, сценические задачи исполнителей, главные мизансцены и много чего еще. Собственно, писатель делает то же самое по отношению к сценарию (плану) своей будущей книги.
Можно ли пользоваться приемами сценаристики в художественной прозе? Да, разумеется. Но это лишь часть работы, и не самая значимая.* * *
Есть у нас папочка «Рецензии для выкладки». Туда мы собираем читательские отзывы, заслуживающие внимания и представляющие интерес – те, которыми мы хотим в перспективе поделиться с почтенной публикой.
Так вот, делимся мы практически каждый день, а рецензий в папочке все равно остается примерно сотни полторы. Одни уходят, другие прибывают.
Наверное, так и выглядит счастье писателя.* * *
В свое время, написав роман «Сильные», мы были уверены, что многие проницательные читатели увидят связь финала «Сильных» с «Ойкуменой». Как ни странно, этого не произошло. А ведь там фактически описываются предтечи антисов:
«Ночами я сижу на балконе, смотрю на звезды. В них горит время. Там, на небесах, хорошо, там всем хватает силы. Я знаю, я жил на небесах. Иногда я думаю, что главная беда заключена в теле. Мое тело тут, в ученом улусе, не приспособлено к жизни боотура. Что делать? Перестать жить?! Или стать большим, сильным, облачиться в доспех, а потом, как это делал Нюргун, снять доспех вместе с одеждой, сделавшись еще больше... Что дальше? Куда может завести меня этот путь? Что, если со следующим шагом мне удастся избавиться от тела? Освободиться от столба, к которому я прикован? Хотя бы лучом солнца, а вернуться домой, на небо?
Когда мне станет уж совсем невмоготу, я попробую.
– Пусть расширится твоя голова, – скажу я себе. – Пусть будет стремительным твой полет!
А что? Обычное дело.»
А в сообществе Book Look в VK появился фотообзор нового омнибуса "Сильных" от "Азбуки":
Хорошая анимация - Олди рекомендуют:
Arcane (2021, Netflix, Riot Games, Fortiche)
Драматичная история в мире стимпанка и магии.
«Арке́йн» (Arcane: League of Legends) – мультсериал 2021 г., созданный по вселенной компьютерной игры League of Legends.
Лично я всегда с подозрением отношусь к книгам, фильмам и мультфильмам, созданным по мотивам компьютерных игр. Но об этом мультсериале было так много восторженных отзывов (в т. ч. и от людей, вкусам которых я доверяю), и к тому же сериал прочно обосновался на первых местах многих рейтингов, причем сразу в нескольких номинациях – так что я решил его посмотреть.
И не прогадал. Более того, мультсериал даже превзошел мои ожидания.
Отличная рисовка: мир стимпанка с толикой магии выглядит живым, ярким и отлично прописанным до последней детали. К тому же для разных моментов создатели мультсериала нашли разные графические решения. Пейзажи, интерьеры, кардинально различающиеся Верхний и Нижний город, множество различных стимпанковских гаджетов и оружия, колоритные и разнообразные персонажи...
О персонажах стоит сказать особо. Все они отличаются не только уникальным обликом, но и биографиями, характерами и сугубо индивидуальными чертами. И они не статичны. Их личности, характеры, мировоззрение, взаимоотношения с другими персонажами развиваются и меняются – и в соответствии с этим меняется и внешний облик героев – при сохранении ряда стержневых индивидуальных черт. То есть, внешнее и внутренне развитие персонажей полностью соответствуют друг другу, и наблюдать за этим очень интересно – не менее интересно, чем за сюжетом, интригой и приключениями героев.
Все персонажи здесь неоднозначны. Даже у самого положительного героя есть недостатки – и даже у самого закоренелого злодея есть хоть одна положительная черта. Практически все герои получились живыми и объемными, каждый со своими уникальными чертами и особенностями.
Судьбы двух сестер-сирот Вай и Паудер из Нижнего города и их приемного отца Вандера тесно переплетаются с судьбой криминального авторитета Силко, ученого-энтузиаста Джейса из Верхнего города, его напарника Виктора и его подруги юности Кейтлин, советницы Мэл, советника Хеймердингера и многих других. Дружба и вражда, интриги и предательство, сражения и погони, дерзкие ограбления и теракты, продажные стражи порядка, искушенные в политике советники, гениальные ученые и их революционные изобретения... А также искушения, которым одни поддаются, а другие находят в себе силы им противостоять, непростой выбор и ответственность ученого за свои детища, привлекательный и жестокий мир стимпанка и магии... – и это еще далеко не всё, что вы найдёте в сериале «Аркейн».
Это не детская сказочка. Сериал драматичный и достаточно жестокий. За героев всерьез переживаешь – и, увы, не все они доживут до финала.
Посмотрел с большим удовольствием, чего и вам желаю.
Не знаю, будет ли у «Аркейна» второй сезон, но если будет – посмотрю обязательно.
Анимационный сериал можно посмотреть на Netflix (и да, второй сезон официально аносирован).
В оформлении использована фотография гарды японской катаны - цуба - в виде карпа. За фото спасибо Моисею Кацу.