Список желаний

Ваш список желаний пуст. Перейти в каталог?

От чего умирают шуты

10.12.2019

Рецензия на роман Г.Л.Олди "Шутиха". Автор - Даниил Мартин, статья вышла в газете "Книжное обозрение" за 15 авгутса 2003 г.

СМЕЙСЯ, ПАЯЦ!

Каждую новую книгу "Олдей", то есть Дмитрия Громова и Олега Ладыженского, читатели неизменно встречают на ура. Дело уже даже не в качестве произведений. Просто существует некий брэнд, как "Адидас" или "Пепси". Хотя надо отдать авторам должное: ожидания поклонников не обманываются. И роман "Шутиха" - очередное тому подтверждение.

Строго говоря, этот роман трудно отнести к НФ или фэнтези. Это скорее притча, городская сказка. Дескать, открылась среди прочих многочисленных фирмочек еще одна. Называется "Шутиха" и предлагает гражданам завести себе персонального шута. И не просто для развлечения, а в качестве терапевтического средства. Подводится солидная научно-медицинская база:

"При правильном подборе и регулярном употреблении шут способен положительно влиять на следующие виды эндогенной депрессии: тоскливая, тревожная, анестетическая, заторможенная, адинамическая, дисфорическая и т.д."

Народ, вначале отнесшийся к новому виду сервиса настороженно, вскоре проникается идеей шутовства. Ведь, оказывается, действует! У шутовладельцев не просто улучшается настроение. Сами собой начинают решаться деловые проблемы, улучшаются отношения с детьми, знакомыми и налоговой инспекцией. Жить становится лучше, жить становится веселей.

В чем же причина такой целебности? Да ничего нового. Уж сколько раз твердили миру: "Пять минут здорового смеха заменяют стакан кефира". И горинский Мюнхгаузен предупреждал: "Вы слишком серьезны, господа". Серьезность - сестра мрачности и уныния, мать неудачи. А шут - даже не зеркало, а увеличительное стекло, позволяющее увидеть прыщи скуки, пока они не превратились в гангрену серости. Не дураки были цари-короли, что держали при себе дураков. Кстати, "штат придворных шутов при Петре I насчитывал двадцать четыре человека".

Приятно, что книга получилась по-настоящему смешная. И удивительно органичная. Нашлось в ней место и для серьезных цитат из Юнга, Бахтина, Тертуллиана и Кроули. И для экскурсов в историю шутовства от Древнего Рима до современности. Ведь Шут - это вам не просто кривляющийся дурак. Это вам Архетип. Меркурий и Локи. Воплощение Хаоса, уравновешивающего Порядок. Клапан, выпускающий пар из котла мироздания, - а ну как рванет?

И ведь не всем это нравится. Говорили, что "диавол - любитель шуток". Говорили, что "ангелы и праведники будут испытывать радость при виде мучений, постигших на Страшном Суде всех скоморохов, гаеров и шутов". А Даниил Хармс написал: "Скоты не должны смеяться", - и скоты отнеслись к делу очень серьезно. В романе традиция шутовства и карнавала побеждает чудовище повседневности. Еще бы и в жизни...


Книга в свое время вызвала много недопонимания и упреков в сторону писателей. Если интересно - можно почитать рецензии на официальном сайте Г.Л.Олди (рецензия от Anthony Brajnikoff, от Олега Хозяинова или от Евгения Бирюкова). Или отзывы на Fantlab-е.

Такова уж доля шута - все норовят бросить в него тухлый помидор.

А между тем - смехова (или карнавальная) культура - древнейшее социокультурное явление, которому посвящены очень интерсные исследования.

Например - уже классический труд Михайила Бахтина "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса".

А можно глняуть в книгу Леонида Карасева "Философия Смеха".

А критик и писателе Владимир Пузий написал в своей время для журнала "Мир фантастики" статью "История шутов".

Ниже песня Светланы Мыльниковой на стихи Олега Ладыжеского.

ПЕСЕНКА ЗА КАДРОМ
(пока ветер, притворяясь спаниелем, гонит пыль по асфальту...)

От чего умирают шуты?
От обиды, петли и саркомы,
От ножа,
От презренья знакомых,
От упавшей с небес темноты.

От чего умирают шуты?
От слепого вниманья Фортуны.
Рвутся нервы, как дряхлые струны,
Рвутся жизней гнилые холсты.

От чего умирают шуты?
От смертельного яда в кефире,
От тоски,
От бодяги в эфире,
От скотов, перешедших на "ты",

Оттого, что увяли цветы,
Оттого, что становится поздно
Длить себя.
Умирают серьезно,
Лбом в опилки,
Как падают звезды...
А живут — а живут, как шуты.