Исторически достоверная магия
09.09.2019
Рецензия Виталия Каплана на дилогию Андрея Валентинова "Ория".
Дилогия "Ория", на первый взгляд, типичное славянское фэнтези. Читатель, естественно, настраивается на череду магических поединков, звон мечей и хитросплетения дворцовых интриг. Прекрасная принцесса обязательна.
Что ж, в дилогии все это имеется. Но мир древних славян в авторской подаче отнюдь не сводится к банальной фэнтезийной схеме. Валентинов описывает именно нашу историю, не убегая в альтернативные и параллельные миры. Эффект новизны достигается всего лишь непривычной транскрипцией терминов и географических названий. Не князь, а кей, не Днепр, а Денор, не печенеги, а пайсенаки. И... этого оказывается достаточно, чтобы выйти за рамки исторического романа. К тому же автору удалось сохранить равновесие между историческим правдоподобием и психологической достоверностью героев. Те хоть и не выражаются странным псевдославянским языком (чем иные писатели грешат в целях создания антуража), но и одетыми в кольчуги людьми XX века их не назовешь. Полторы тысячи лет разницы дают совсем иное видение мира - страшное и одновременно комичное. Но есть и то, что присуще любой эпохе - необходимая жестокость всякой власти, равновесие между мечтами правителей и реальностью. Именно это равновесие и пытается кое-кто нарушить, делая ставку на секреты сгинувшей сверхцивилизации "Первых" (намек на Атлантиду очевиден).
Психология героев все же интереснее авторских параисторических конструкций. Вот, к примеру, образ поистине трагический - бывший холоп Навко, взобравшийся на вершины власти. Умный, смелый и изначально благородный юноша вынужден идти путем предательств и подмен, дабы спасти возлюбленную. Но средства, как всегда, становятся целями, маска двойного, тройного, а потом уж вообще n-мерного агента прирастает к лицу, логика предательств и самообмана затягивает - и вот уже нет Навко, есть лишь знатный дедич Ивор сын Ивора, осознавший истинную цель своей жизни - власть.
Главный герой, Войчемир, не менее любопытен. Своего рода Иванушка-дурачок, он и впрямь не обременен интеллектом, но, быть может, именно потому наиболее человечен из всех героев "Ории". Что ж, там, где бессильны хитрые расчеты, побеждает простота, а единственный выход в бесчеловечных обстоятельствах - оставаться человеком.
Особо хочется упомянуть авторский юмор - вещь не типичную для боевой фэнтези. Не затеняя главного, он согревает текст. Иногда, правда, юмор превращается в сатиру, возникают недвусмысленные ассоциации с современной политикой. Само по себе это забавно, это легко читается, но историческая достоверность все же страдает. К счастью, автор умеет вовремя остановиться.