Список бажань

Ваш список бажань порожній. Перейти до каталогу?

Б/У

17.12.2019

У Г.Л.Олди есть одна удивительная пьеса - "Вторые руки" - и она пользуется неувядающей популярностью с момента написания (2002 г.) у различных театров, профессиональных и не очень.

Глава из книги "Триумвират" Юлии Андреевой:

И снова театр

После закрытия театра-студии «Пеликан» прошло пять лет, когда 11 марта 2005 г. Могилевский областной театр драмы и комедии имени В. И. Дунина-Марцинкевича (Беларусь) поставил спектакль-фантасмагорию по одноименной пьесе Г. Л. Олди «Secondhand» («Вторые руки»). Режиссер — Татьяна Дорогобед (из легендарного города Бобруйска).

Эта же повесть приглянулась Русскому республиканскому драматическому театру им. М. Ю. Лермонтова (Россия, Хакассия, г. Абакан). Режиссер-постановщик: Александр Тарасов. Правда, здесь спектакль получил название: «Небесный Секонд Хэнд». Трагифарс в одном действии (по пьесе Г. Л. Олди «Вторые руки»).

Потом за тему взялись школа № 15 совместно с туристическим центром «Экзотур» при участии профессиональных актеров (Россия, г. Комсомольск-на-Амуре). Режиссер-постановщик: Евгения Наделяева (актриса театра юного зрителя «Зеркало теней»). Спектакль завоевал диплом фестиваля «Театральное зазеркалье» за оригинальную режиссуру.

И наконец «Сэконд хэнд» (все по той же пьесе Г. Л. Олди «Вторые руки») поставил студенческий театр Государственной медицинской академии (Россия, г. Чита). Премьера прошла 27 марта, 2007 г. В 2008 г. спектакль был восстановлен с некоторыми изменениями в составе актеров. Режиссер — Наталья Карпенко.

Обо всех этих постановках Громов и Ладыженский узнавали из Интернета, привычно мониторя Великую Паутину. Как ни странно, их даже не известили о том, что повесть будет поставлена на сцене, не говоря уже о получении разрешения и выплате положенных отчислений. Ладно, студенческий театр… Но республиканские и областные?! Чудны дела твои, Мельпомена!

Впрочем, Олди не обижаются. Просто сетуют — мол, бог с ними, с контрактами-отчислениями. Понятно, как театры нынче выживают. Но хотя бы на премьеру пригласили!.. Через несколько лет после памятного спектакля в Могилевском театре на соавторов вышел какой-то добрый человек, который обнаружил в Интернете видеозапись спектакля и переслал ее авторам. Благодаря чему на вопрос о первой постановке Олди могут теперь ответить, что просмотрели с интересом, отметив, что декорации и настроение пьесы создатели спектакля воспроизвели достаточно точно. А также добавляют, что в Могилеве получился академический, традиционный в лучшем смысле слова спектакль.

* * *

В 2010-м их наконец пригласили на спектакль «Мера справедливости» (по той же пьесе «Вторые руки»). На этот раз постановку осуществил Орловский государственный институт искусств и культуры, эстрадный студенческий театр «Веселая маска» (Россия, г. Орел). Режиссер-постановщик: Сергей Макухин (дипломный проект). Премьера состоялась шестнадцатого апреля 2010 г., а уже шестого июня 2010 г. спектакль «Мера справедливости» стал обладателем Гран-При и диплома «за лучшую режиссуру» на VIII Международном фестивале молодежных любительских театров «Славянский перекресток» в г. Новозыбкове.

В пьесе «Вторые руки» — четыре действующих лица. Казалось бы, идеальное решение для малобюджетного, камерного спектакля. В Орле же на сцене работало тридцать человек, так как по оригинальному решению режиссера всю одежду «секондхэнда» — по пьесе одежда олицетворяла жизни человеческие — играли актеры. При помощи самых обычных черных гимнастических матов актеры меняли облик сцены, преграждая проход, моментально создавая оригинальные выгородки или вдруг заваливая человека так, что на глазах зрителей вырастал темный, зловещий холм. Принимали авторов, что называется, как родных. Им же было интересно снова окунуться в театральную среду, пообщаться с актерами, студентами, педагогами.

В 2011 году киевский театр «Райдо» поставил спектакль «Ваш выход» по одноименной повести Г. Л. Олди. Кроме того — а последнее безусловно пришлось по душе соавторам — режиссер и актеры «Райдо» умудрились не просто хорошо сыграть спектакль, но отыскать запрятанные в текст тонкие нюансы. Авторы о них и сами успели подзабыть. Большая заслуга создателей спектакля в том, что на изначально мрачном, остросоциальном материале они сумели создать жизнеутверждающее действо.

Во второй раз театр «Райдо» показал спектакль в Киеве на конвенте «Дни фантастики», через полгода. Условий никаких, играли без сцены, без специального освещения. Считай, в спортивном зале. Расставили по всему периметру стулья и работали буквально между зрителями. Получился интерактивный спектакль. В результате вышло даже более интересно, чем на премьере. Во всяком случае, зрителям понравилось.

Вопрос: Что такое совместное творчество? Ответ: Это два индивидуальных творчества, научившихся работать в команде. Скрипач и пианист. Актеры в спектакле. Главное — понимать, что цель важнее личных амбиций.

Вопрос: Чем оно отличается от индивидуальной работы автора? Ответ: Умением слышать партнера. Дышать вместе.

Вопрос: В чем трудности и в чем плюшки? Ответ: Не всегда удается найти резонанс. Всегда приходится делить гонорар. Это трудности. Все остальное — плюшки.

Вопрос: Оно происходит медленнее, чем когда вы пишете какие-то материалы в одиночку, или быстрее? Ответ: В нашем случае — нет разницы.

Вопрос: Какими качествами надо обладать, чтобы успешно творить совместно? Ответ: Чувством ансамбля.

Вопрос: Есть ли в вашем дуэте распределение обязанностей? Ответ: Разумеется. Один — талант и гений, второй — бездельник и бездарность. Роли меняются поминутно .

В 2005 г. Г. Л. Олди штурмуют Ассамблею фантастики «Портал» (Киев). Их повесть «Аз воздам» из романа-цикла «Песни Петера Сьлядека» получила премию «Портал», а сам роман в новеллах «Песни Петера Сьлядека» удостоился приза «Сигма-Ф» по результатам опроса читателей крупнейшего российского журнала фантастики «Если» (Москва). Книга «Пентакль», написанная Генри Лайоном Олди в соавторстве с Андреем Валентиновым и Мариной и Сергеем Дяченко, получила «Золотой Кадуцей» на Харьковском Международном фестивале фантастики «Звездный Мост» в номинации «Циклы, сериалы и романы с продолжениями». А статья «Десять искушений юного публиканта» заняла 1-е место в номинации «Критика, публицистика и литературоведение». Эта же статья была признана «Наиболее резонансной русскоязычной публикацией в Германии» и удостоена Приза читательских симпатий от немецких читателей.

О критических статьях Г. Л. Олди следует сказать особо. Это не привычный для нас разбор того или иного произведения, а, как правило, детальные, пошаговые инструкции к действию, обычно адресованные молодому автору. В статье «Десять искушений юного публиканта» Громов и Ладыженский поочередно выступают то в роли адвоката, то адвоката дьявола. Один говорит об искушениях, возникающих на пути молодого, начавшего издаваться автора, и как приятно оным потакать и следовать, другой тут же объясняет, куда может завести это самое искушение. С адвокатом и адвокатом дьявола можно соглашаться или нет, принимать одну или другую сторону, но это не главное. В результате удается увидеть картину в целом, что называется, со всех сторон. Разглядеть, разобраться и выработать свою собственную линию поведения.

В другой работе соавторов «Я наваял нетленку, что дальше» они пошагово разбирают обращение молодого автора в издательство, дотошно уточняя, кому следует адресовать свое послание, как писать первое письмо, чтобы оно не оказалось в корзине и не потерялось, так и не дойдя до лица, которому было предназначено. Для Олдей нет и не может быть малозначимых деталей. Отвечая на деловые письма, они предельно точны и никогда не допускают ни малейших проволочек. При этом, если молодые авторы могут прислать письмо без прикрепленного к нему вложения, не указав темы, или вовсе ничего не написав издателю в теме письма, то, если Г. Л. Олди присылают письмо с файлом, можно быть уверенным, что это именно тот файл, что никто не будет ничего менять в нем во время процесса издания без согласования с авторами, что разрешение на публикацию уже содержится в послании, и кроме этого, там наличествуют все необходимые сведения об авторах, да и вообще все, о чем предварительно просили их. * * *

Как обычно, детально и скрупулезно, в статье «Я наваял нетленку, что дальше» соавторы вдалбливают в головы молодых авторов простые истины, принятый в издательском мире этикет, без которого невозможно войти в сложный мир книжного бизнеса.

Зачем это дуэту Олди? Ведь, к бабке не ходи, они таким образом воспитывают конкурентов, которых по определению нужно уничтожать, а не взращивать? Но Олдям, похоже, нравится такое положение вещей. Они готовы принять как вызов на ристалище, так и приглашение на званый пир. Молодые авторы — новая кровь, новые идеи, взгляды, веяния. Невозможно все время вариться в замкнутом обществе, точно овощи в собственном соку. Для постоянного поддержания себя в тонусе необходимы противники, наступающие на пятки конкуренты, критики, которые будут раздирать твое детище на клочки, неминуемо выискивая среди проросших благородных зерен семена плевел.

Они еще не готовы бронзоветь, предпочитая крошить лавровые венки в суп, постоянно в этом тренируясь.


Пьеса ставилась много раз во многих городах и на театральных фестивалях. Ниже - небольшая часть материалов, посвященных постановкам.

Спектакль "Вторые руки" с участием Эдуарда Сергиени. Режиссер постановки Иван Глибин

* * *

Фильм-спектакль по одноименной пьесе Г. Л. Олди. Сарафанная реинкарнация.

* * *

Спектакль "Б/У" по пьесе Генри Лайон Олди "Вторые руки". Ставился в театральном лофте Компас-центр. Режиссер Наталия Бухальцева.

Отзывы от зрителей:

* * *

Лабораторная постановка Театра экологической игры:

* * *

Дипломный спектакль "Вторые руки" по пьесе Г.Л. Олди. Режиссер Данилова Галина.

* * *

Спектакль "Мера справедливости" Сергея Макухина.

Cостоялся творческий показ работы кафедры режиссуры театрализованных представлений ОГИИКа – притча "Мера справедливости" по пьесе Генри Лайон Олди "Вторые руки" ("Second hand"). Это стало дипломной работой студента 5-го курса Сергея Макухина. Это первый опыт на кафедре – постановка спектакля "новой драмы". Данный жанр возник в атмосфере культа науки, вызванного необычайно бурным развитием естествознания, философии и психологии, и открыл новые сферы жизни, впитал в себя дух всемогущего и всепроникающего научного анализа. Он воспринял множество разнообразных художественных явлений, испытал влияние различных идейно-стилевых течений и литературных школ, от натурализма до символизма. "Новая драма" не только злободневна, выводит новые социальные типажи, но и подчеркивает драматизм человеческого существования. Сами авторы определили жанр своих произведений как "философский боевик". Пьеса Олди "Вторые руки" - это разговор о ценности жизни и справедливости.
Сергей рассказал, почему он выбрал именно эту пьесу: "Очень понравилось это произведение: в голове сразу возникли образы, картинки. И сразу понял: это будет моей дипломной работой. Работать было сложно, материал очень тяжёлый. Во-первых, это "новая драма", с которой мы ещё не сталкивались. Во-вторых, нужно было делать именно театрализованное представление, получилось - представление-притча, и там есть элементы театрализации-номера." Актуальность данного произведения молодой режиссер объясняет тем, что тема слепоты, не физической, а духовной будет жить в нашем обществе долго, также как и желание, чтобы в мире восторжествовала справедливость. Сергей лично общался с авторами произведения, и они пожелали ему удачи перед постановкой спектакля, и пообещали,что приедут в Орел, чтобы его увидеть. А те, кто его уже увидел, смогли оценить спектакль по достоинству. Равнодушных в зале не осталось. А участники конференции отметили острую необходимость в проведении подобных мероприятий и благодарили сотрудников ОГИИК за проявленную инициативу. Ведь время не стоит на месте, поэтому начинающим специалистам необходимо постоянно развивать свои профессиональные качества.

Еще один отзыв об это постановке:

Что наша жизнь? — игра. Так начал свою пьесу "Вторые руки или Секонд хэнд" популярный нынче фантаст Генри Олди. Написанную в 2002 году книгу прочел тогда еще студент третьего курса института искусств и культуры Сергей Макухин. И сразу решил — воплотить написанное на бумаге в жизнь на сцене.
О том что наша жизнь игра — будущий режиссер знает как никто другой. Его спектакль — как аксиома. Валерия Гавриловская побывала не премьере.
Сергей Макухин прочитал все пьесы любимого Генри Лайона Олди. Но вот "Вторые руки или секонд хенд" по-настоящему запала в душу еще на третьем курсе. Читая строки в голове будущего режиссера как пазл складывался сценарий его творения. Нового, оригинального, неповторимого. И тогда, два года назад Сергей и выбрал тему дипломной работы.
Гениального Олди менять не стал, а добавил свое видение, изменил и название. Вместо секонд хенда — "Меры справедливости". Три недели бессонных ночей Сергей продумывал каждую мелочь. Сценарий, реквизиты, выбор актеров, долгие репетиции. Это первая работа Сергея. Все должно быть на высшем уровне.
В день своей премьеры Сергей не может позволить себе как настоящий режиссер спокойно сидеть в зрительном зале. Сергей Макухин:
Не могу себе позволить еще. Вот когда я буду метром, вот тогда с трубкой сяду и буду наблюдать. Зрители в сборе, программки розданы, напутственные слова главного зрителя в этом зале — дипломного руководителя.
Павел Легкобит, заслуженный артист РФ:
Это очень сложная работа, это поиск, а не результат. Спектакль этот не развлекательный, но ведь театр существует не только для развлечения. В этом магазинчике и встречаются герои спектакля: Хомо Дозяйка, Блин Поприколу, Каторжанин и Надсмотрщица. Лавочка эта находится в странном непонятном месте. Все, кто оказываются здесь, должны успеть приобрести другую одежду пока по ним не пробил колокол. Оттого, как ты жил в этой жизни, зависит, что ты приобретаешь, насколько ты богат, что ты считаешь справедливостью? Магазин судеб бывших в употреблении. Каждый рано или поздно выбирает по какому пути идти. Повторять чью-то судьбу или прожить свою собственную. Какую? Знаем ли мы что делать? Что в конце концов мы выберем?
На сцене института культуры получил путевку в режиссерскую жизнь еще один человек. Какими будут следующие работы и станет ли Сергей метром театра покажет время. Молодость и талант ему в помощь.

* * *

"Вторые руки" в Могилевском театре драмы и комедии им. В.И.Дунина-Марцинкевича, 2005 г. Режиссёр - Татьяна Дорогобед.

* * *

Еще одно интересное мероприятие - спектакль-PROЧТЕНИЕ. Открытая читка пьесы "Вторые руки" от студии №12.

* * *

Постановка молодежного театре «Резонанс» в Кропивницком.

Что привело живую легенду (хотя обоим авторам всего по 54 года) в наш город? Театр! Наш известный молодежный театр «Резонанс» имени Валерия Дейнекина решил поставить пьесу Олди «Вторые руки». И поставил. И пригласил авторов. И они приехали!
О чем пьеса? Да так, ничего для Олди необычного – о смысле жизни, о том, что имеет настоящую ценность для каждого. Действие проходит вполне в характерном для авторов месте – загробном мире. Нехарактерно и необычно, что они приехали на премьеру. Режиссер театра Ирина Дейнекина сказала, что выбор пал на эту пьесу потому, что она лучшее, что сейчас есть. «Ничего нет крепче, ударнее, что ли». Несмотря на то, что пьеса написана почти 10 лет назад. «Перед началом сезона всегда читается много пьес. И именно на этой сошлись, все сказали: то, что нужно. И ребята согласились – ставьте. Мы приглашали и раньше Дмитрия и Олега, но тогда приехать они не смогли – были в разных городах, в разных странах».
Дело в том, что Олди крайне спокойно относятся к своему творчеству, принимают книжное пиратство как свершившийся непреодолимый факт, поэтому многие их произведения ими самими же выложены в свободный доступ. Авторских отчислений за постановку они не требуют. Возможно, поэтому «Вторые руки» поставлены в десятках театров разных стран – «от Абакана до Бобруйска», как говорят сами Дмитрий и Олег. И в этом ни капли преувеличения – реально пьесу ставили в столице Хакасии и белорусском городе. Чаще всего даже разрешения на постановку не спрашивают. «Раз как-то запросили у нас разрешение на постановку из Нижнего Тагила, кажется. Они обратились в Российское авторское общество, те, в свою очередь, обратились в Украинское общество по авторским и смежным правам. В общем, пока они вели переписку, все дело и заглохло».
Ставили пьесу десятки театров, а пригласили на премьеру… всего в третий раз! Перед этим приглашали только в российский Орел и в Киев. И теперь еще и в Кропивницкий. Громов и Ладыженский впервые в жизни оказались в нашем городе. Им очень понравился его центр, который напомнил им многие места Харькова, тот же архитектурный стиль, да и годы жизни городов близки. (Действительно, кто знает Харьков, в облике улиц Мироносицкой, Рымарской или Чернышевской, найдет много схожего с Кропивницким.)
Театр корифеев фантастов просто поразил своим обликом. (Извините, снова от автора: ни один из «главных» театров Харькова – театр имени Шевченко, русской драмы и даже оперы и балета имени Лысенко – не сравнить по уровню убранства и удобства с театром имени Кропивницкого.)
Сама постановка «Вторых рук» писателям тоже вполне понравилась. Хотя еще перед спектаклем они говорили: «Нельзя приходить с готовыми ожиданиями. Это относится и к книге, и к фильму, и к спектаклю. Даже если постановка прекрасная, можно разочароваться, что какие-то моменты не совпадут с ожиданиями». Уже после действа Дмитрий и Олег всё похвалили. Дословно так описал это Олег Ладыженский: «Отличное художественное решение: подвижные предметы одежды (судьбы людей) и кордебалет (души людей). Молодые актеры вполне справлялись с возрастными ролями. Ряд неожиданных находок. Превосходный, ни на минуту не угасающий темпоритм. И традиционные театральные посиделки после спектакля до полуночи: пирожки, коньячок, байки да истории».

И еще одна статья об это событии.

* * *

Постановка Российского центра науки и культуры в Праге.

20 апреля 2016 года в Большом зале Российского центра науки и культуры в Праге состоялась премьера спектакля «Вторые руки» по мотивам пьесы Генри Лайона Олди. Мероприятие проведено при поддержке представительства Россотрудничества в Чехии.
Спектакль «Вторые руки» первая постановка в исполнении «Пражской театральной мастерской» под управлением молодого режиссера Ирмы Новичковой. Артисты мастерской: Габриэль Коэн, Татьяна Эвонюк, Андрей Ландау и Ирма Новичкова выбрали темой своей первой постановки драматизм человеческого существования.
Пьеса «Вторые руки» украинских авторов, пишущих под псевдонимом Генри Лайон Олди, Дмитрия Громова и Олега Ладыженского — это разговор о ценности жизни и справедливости. Сами драматурги определяют жанр своих произведений как «философский боевик» возникший в атмосфере культа науки, философии и психологии.
Спектакль «Вторые руки» в исполнении «Пражской мастерской» — это психологический анализ современного общества и социальных типажей. Герои постановки, одержимые жаждой справедливости, пытаются примерить на себя чужие судьбы и угнаться за чужим счастьем. Отказываясь от собственного пути, они навсегда становятся заложниками, каторжниками фантастического мира.
Зрители оценили работу молодого театрального коллектива продолжительными аплодисментами.

* * *

Постановка в рамках 48-ого фестиваля "Студенческая весна", сделанная студентами-физиками.

Одноактовку «Вторые руки» Г.-Л.Олди, в коллективной режиссуре Юрия Смиркина, Евгения Матвиенко и Алексея Жолнерчука, уже с полным основанием можно числить по разряду абсурдистских. Олди - псевдоним двух харьковчан: Дмитрия Громова и Олега Ладыженского. Написали они фантастическую историю, а все реалии ее - наши, российские. «Секонд хэнд» с рядами одежных стоек, узнаваемые социальные типажи. Скудно живущая всю жизнь Хомодозяйка; она и приходит за покупкой в халате и домашних тапочках, смотрит подозрительно, точно ежеминутно ждет подвоха. Крутой парень, живущий по понятиям, - Блин Поприколу; он здоровый, с брезгливой усмешкой, простых слов не знает, живет параллельной с обычными людьми жизнью. Две суровые девушки - околоточные и продавец в магазине - Лавочник, уверяющий, что «второе имя справедливости - химера». Весы персонифицированы в этом спектакле: человек с завязанными глазами, точно Фемида, взвешивает на вытянутых руках куртки-шубейки.
Эта одежда таит в себе неожиданное коварство. Купить что-нибудь - значит присвоить судьбу прежнего владельца вещи. Не успеешь ничего приобрести, грянет колокол, и арестуют тебя за бродяжничество. Будешь тогда отбывать каторжные работы в «Секонд хэнде», как этот Лавочник. Правда, черная повязка у него на лбу, а не на глазах, как в пьесе. Видать, знак траура по своей судьбе. Околоточные - тоже с черными повязками на лбу, невеселая у них работа, по пять задержаний на дню.
История, выводящая на мысль о том, что надо определять собственную судьбу, не дожидаясь удара колокола (который, как известно, всегда звонит по тебе), театральна по форме и разыграна студентами-физиками с абсолютным пониманием жанра. Отбывание каторги в магазине «Секонд хэнд» и неожиданная, счастливая смена наказанного преподносятся как цепь житейских событий, ибо абсурд - это и есть реальность нашей жизни.

И немного фотографий с постановки.


В офомрлении использована работа Onur Bahçıvancılar с сервиса Unsplash.